Каменева С.К., Харисова Р.Р. Сравнение и анализ соционической и психоаналитической терминологии

В настоящее время современные научные теоретические представления, включенные в различные области знаний, стремятся к интеграции данных из разных наук с целью построения единой теории, как можно более полно отражающей картину мира, в том числе, синтетического целостного взгляда на природу человека [1]. Это касается и наук об устройстве психики человека. Проводятся междисциплинарные исследования [2], в частности, исследования на стыке психологии и психиатрии [3], психологии и различных областей физики, в частности: оптика (микроскопия и спектроскопия), акустика [4], радиофизика (исследование биоритмов головного мозга в радиодиапазоне [5]), физика магнитных явлений (магнитная томография), и т.  п., – которые придают новый мощный импульс в развитии. В качестве яркого и очевидного примера можно привести всплеск в развитии нейрофизиологии с применением научных достижений – различных «-графов»: полиграф, томограф и т. п.

Соционика, изучающая «общие принципы построения структуры человеческой психики и ее функционирования в режиме обмена информацией как с окружающей средой, так и между людьми» [6], также интегрирует представления из смежных отраслей знаний в собственный теоретический аппарат (она, собственно, и родилась на стыке психологии и информатики), продолжает вести поиск смежных областей с другими психологическими направлениями. Интегрируются модели и понятия из возрастной психологии [7], психоанализа [8], гештальт-терапии [9], биологии [10].

Соционика интегрирует в себе знания о взаимоотношениях человека с окружающей действительностью, способах построения контакта с ней, с другими людьми, с самим собой. Она помогает подробнее понять особенности мировосприятия, мировоззрения, образа жизни, ценности, особенности речи и поведения, и т.д.

Однако, как сравнительно молодая дисциплина о человеке, соционика переживает свой век «путаницы», неоднозначности подходов к явлениям и феноменам, включенным в её компетенцию [11]. Возможно, наличие подобных разногласий может быть обусловлено, в том числе, неясностью позиций по отношению к академической психологии. Чем является соционика: одним из направлений психологии, альтернативной наукой, исключенной из психологических дисциплин знанием, или метанаукой о человеке [12]?

Наше взаимное общение – клинического психолога и соционика с психологическим образованием – неожиданно показало, что есть различия в содержании понятий, приводящие к непониманию. И порой эти различия в интерпретации вводят в заблуждение пришедших в соционику из психологии.

Одной из тех, кто обратила внимание на эти различия, была Е.С. Филатова [13]. В данной статье мы хотим вновь поднять начатую ей тему и попробуем рассмотреть разницу между понятиями, введенными Зигмундом Фрейдом и принятыми в психоаналитических кругах, и одноименными понятиями, которые используются в соционике. В частности, речь пойдет о таких понятиях, как Ид, Эго и Супер-Эго, а также сознание, предсознание, подсознание (бессознательное).

Опираясь на опыт работы с подсознанием пациентов с конверсионными и другими расстройствами, Зигмунд Фрейд в 1912 г. высказывает гипотезу о том, что человеческая психика может быть представлена в виде некоторой модели, определяющей как способы функционирования, так и обосновывающей различные формы их поведения [14]. В топической модели (1912-1915 гг.) он выделяет следующие уровни: сознание, предсознание и подсознание. З. Фрейд применял её в течение длительного периода своей деятельности.

СознаниеК этому уровню Зигмунд Фрейд относил все то, что индивид осознает здесь и сейчас, то, что происходит непосредственно в данный момент: ощущения, переживания, мысли, на которых он сконцентрирован, которые может помыслить и принять. Сознание может включать и сладкий запах пищи, и воспринимаемый в данный момент музыкальный звук, и информационный текст данной статьи. Причем сознание включает в себя не целостную совокупность всех мыслей, чувств, воспоминаний, восприятия, а лишь незначительную часть, осознаваемую благодаря избирательной фильтрации данных процессов.

Данный уровень возможно соотнести с процессом внимания, его концентрацией и избирательностью, зависимой от непосредственной актуальной деятельности человека и окружающей его обстановки. Как и внимание, переключающееся во времени с одного содержания на другое, содержание сознания также флуктуирует и динамически видоизменяется во времени. Интересно, что в данной модели З.Фрейдом в сознании не разделяются импульсы, поступающие от внутренних стимулов (воспринимающих интерорецепторов), и внешних экстерорецепторов. Акцент делается лишь на фокусе внимания, а само сознание может включать как боли во внутренних органах (связанные с индивидными потребностями), так и социально опосредованное содержание (речь рядом расположенного человека, обдумывание дальнейшего плана действий и пр.): «Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге» [14].

ПредсознаниеПредсознание находится между сознанием и подсознанием: «Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического» (14).

Подсознание. Подсознание включает в себя психические содержания, оно содержит в себе психическую энергию и врожденные влечения. «Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» [14].

Затем, в более поздний период своего творчества, Зигмунд Фрейд на смену топической модели предлагает структурную модель психического аппарата (1923 г.). Она также состоит из трех уровней: Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я) [15].

«Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рис. 1. На рисунке показано, что сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид» [14].

 

Рис. 1.  Связь структурной модели с уровнями сознания [14].

 

Впервые Зигмунд Фрейд представил структурную модель в публикации «Эго и Ид» («Я и Оно» в русском переводе, 1923 г.). Эта публикация стала новой вехой в развитии психоаналитической теории.

В данной работе Фрейд использовал термин Ид для обозначения части психики, содержащей примитивные желания, фантазии, иррациональные стремления и импульсы, а также комбинации «страх-желание». Эта часть психики «эгоистична», она ищет немедленного удовлетворения своих потребностей и функционирует в соответствии с принципом удовольствия. Она довербальна и выражает себя в образах и смыслах. Также она дологична, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания первичным процессом мышления. Ид полностью бессознательно. Но Фрейд также считал, что существование Ид может быть выведено из дериватов – мыслей, действий и эмоций.

Понятие Эго вобрало в себя те функции, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить подходящие решения для управления желаниями и стремлениями Ид. Эго развивается в течение всей жизни, начиная с раннего младенчества. В детстве темпы развития Эго протекают быстрее. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности. На его основе формируется вторичный процесс мышления, который можно охарактеризовать как последовательный, логический и ориентированный на реальность. Эго выступает посредником между Ид и ограничениями реальности. Эго включает в себя сознательный и бессознательный аспекты. «Сознательный — то, что большинство людей понимает под термином «Собственное Я» («self», сэлф, «самость»), или «Я», в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы — вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию» [16].

Супер-Эго в большей степени относится к социализации человека в окружающей его среде, в коллективе. Оно необходимо для того, чтобы человек успешно вписался в общество. В Супер-Эго конкретного индивидуума входят этические нормы и требования его окружения: «Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с Суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально Суперэго отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы» [14]. В Супер-Эго выделяется 2 составляющие: эго-идеал и совесть. Совесть формируется посредством запретов и наказаний, а эго-идеал – из одобрений, поощрений и высоких стандартов родителей. Супер-Эго своей большей частью находится в предсознании, уходя в подсознание, однако верхушка его, контактирующая с внешнем миром, достигает и сознания.

Такая модель во многом позволяла определять источники человеческого поведения, каузальность тех или иных психических расстройств, а также способы и методы терапевтического воздействия, связывая в единое целое серию факторных детерминант (автобиографические данные, биологические и социальные составляющие поведения). При всей существующей как в прошлом, так и в настоящем критике и полемике с З. Фрейдом его учеников и последователей, данная модель не теряет своей значимости и по сей день. Произведя революцию в психологии, она завоевала почитателей среди представителей других сфер и наук. Возможно, поэтому ряд понятий из модели З. Фрейда и были приняты «на ура» в соционике.

А. Аугустинавичюте, при построении модели психики (модели А) использовала названия и понятия из психоанализа. В работе «Социон» [17] А. Аугустинавичюте опирается на топическую модель психики:

«Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление обо всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид, отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и представить ее в словесной форме.

Часть той информации, которая используется единственно для нужд самого индивида и остается на уровне первой сигнальной системы, возможно, в какой-то мере осмысливается под влиянием других членов общества. То же, что в соответствии с типом ИМ передается другим членам общества, осознается и переводится на уровень второй сигнальной системы» [17].

Как видно, витальное кольцо Аушра связывает с первой сигнальной системой, ментальное – со второй сигнальной системой, что, с одной стороны, по своему смыслу довольно близко к понятиям первичного и вторичного процессов мышления, как их определил З. Фрейд; с другой, расходится с концепцией соционики, поскольку и первая сигнальная система, и первичный процесс мышления довербальны и дологичны, т.е. не могут быть вербализованы [18]. Сверх того, в модели А появилась еще одна компонента, которой нет в модели З. Фрейда, получившая наименование по аналогии с тремя предыдущими – Супер-Ид.

Исходя из вышеприведенного отрывка, можно предположить, что витальное кольцо сопоставляется с понятием подсознания (дифференцированного, «смутного», неясного содержания) и предсознания (имеющего возможность осознавания). В то время как ментальное сопоставимо с сознательным уровнем психики человека (по З.Фрейду), включающим социальное опосредование и значимость «общественного мнения» (Супер-Эго).

Подобная аналогия не является прямой, так как акценты в модели А во многом сделаны на возможностях социального функционирования, значимости кооперативного и коммуникативного влияния индивидуумов друг на друга, а также на возможностях информационного обмена между ними и восприятии индивидуумом информации из окружающей среды, в то время как в модели З.Фрейда упор поставлен преимущественно на функционирование человека, обосновывая его возможности и сложности на пути получения удовлетворения первичных потребностей. При таком акценте содержание одной психической компоненты может вступать в конфликты с содержанием другой, порождая симптомы, оговорки, описки и неосознаваемые действия (например, разбитая нелюбимая ваза). В то время как в модели А конфликты между компонентами (функциями и блоками) маловероятны в силу того, что имеют непересекающееся содержимое (аспекты информации).

Культура, по мысли Фрейда, была создана пoд влиянием жизненнoй необходимoсти за счет подавления удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельный индивид, вступая в человеческое сообщество, вновь жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. В то время как, соционическая модель предполагает возможность более полного удовлетворения потребностей личности за счет кооперации с другими индивидами. Хотя в работах А. Аугустинавичюте нет указаний на взаимосвязь патологических синдромов и структуры модели А, в контексте информационного поля, окружающего человека, важной оказывается различение аспектов действительности, так что патологический симптом может зависеть от степени дифференциации поступающей информации.

В работе А. Аугустинавичюте «Теория признаков Рейнина» [17] модель А связывается уже со структурной моделью З. Фрейда:

«Модель А образована из ментального и витального колец, одно из которых является положительным (+), а другое отрицательным (-). Кольца образованы из блоков. В «Соционе» разговор шёл лишь о горизонтальных блоках: Эго, Суперэго, Суперид и Ид. Они парные: Эго + Суперэго – ментальные, Суперид + Ид – витальные. Кроме того, Эго + Ид называем программными (волюнтарными), а Суперэго + Суперид – базисными, или срединными».

«Ментальным кольцом индивид осмысливает информацию о внешнем мире. Суперэго мыслит о том, каков есть окружающий мир и как он проявляется. Эго – о том, каким он должен быть, как должен проявляться.

Блоками витального кольца осмысливаются сигналы, полученные из собственного организма. Супер-Ид знает, каким организм является на самом деле, что в нём или с ним происходит, как он может проявиться. Ид разбирается в том, как он должен проявиться. Итак, в самом свернутом виде:

1) ментальность – это мысли об окружении, осмысливание внешнего мира;

2) витальность – мысли о себе, своей ситуации».

В таком ключе Супер-Эго, Эго и Ид являются компонентами информационного обмена, отвечающими за переработку, анализ и синтез поступающих сигналов, как внутренних (в витальном кольце), так и внешних (в ментальном кольце). Введенное понятие Супер-Ид соответствует непосредственному знанию об индивидуальном состоянии организма.

Более позднее упоминание связи блоков модели А с моделью психики Фрейда можно найти в работе В.В. Гуленко [19]:

«Кроме колец, в социомодели выделяют более мелкие подструктуры. Горизонтальные пары позиций составляют стабильные функциональные блоки по принципу «вход-выход», т.е. «постановка идеальной цели – её воплощение». Каждый из четырёх горизонтальных блоков соответствует одному из уровней проявления социотипа в коммуникативном пространстве. Блокам присвоены фрейдовские наименования инстанций психики – ЭГО, СУПЕРЭГО, ИД с добавлением четвертой – СУПЕРИД:

  • интеллектуальный уровень – позиции 1 и 2 – ЭГО;
  • социальный уровень – позиции 3 и 4 – СУПЕРЭГО;
  • психологический уровень – позиции 5 и 6 – СУПЕРИД;
  • физический уровень – позиции 7 и 8 – ИД».

Психологической содержание уровней раскрывается в [20]:

«1. Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название физический, так как характерен для плотного, материально-опосредованного соприкосновения физических субстратов (носителей) информационных систем.

На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека — в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов.

2. Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация глубокая. Называется психологическим, поскольку на первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией («психе» — древнегреч. «душа»).

Психологический уровень предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности — в любви, дружбе, семье, сопереживании и т. п.

3. Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, коммуникация поверхностная. Называется социальным, так как регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами, законодательством, государственными институтами и т. д. Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наиболее формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как представитель того или иного социального сословия или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.

4. Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но коммуникация глубокая. Носит название интеллектуального, или информационного уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой стороной можно лишь тогда, когда перенести весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам своего подсознания и добывать сведения, накопленные поколениями людей, жившими до тебя.

На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании».

Как видно из вышеприведенных фрагментов, смысл, вкладываемый В.В. Гуленко в психологическое содержание блоков модели А, во многом совпадает с тем, что вкладывал в свою структурную модель З. Фрейд, для первых двух блоков, Эго и Супер-Эго. Что касается Ид, то здесь наблюдается расхождение в интерпретации: по Фрейду Ид  – это место, где «рождаются и живут» первичные желания, удовлетворением которых (тех, которые прорвались) занимается уже Эго, тогда как по Гуленко блок Ид – это место, где они удовлетворяются. Можно также заметить, что при таком построении модели А структурная и топическая модели Фрейда оказались совмещены.

Аналогичное совмещение можно найти и в работе Т. Н. Прокофьевой [21]: Эго и Супер-Эго – осознанные, ментальные; Ид и Супер-Ид – неосознанные, витальные. «Ментальное способствует пониманию, осмыслению, сознательному принятию решений, осознанному избеганию неприятностей. Витальное обрабатывает информацию, вытесненную из сознания, связанную с рефлексами, инстинктами» (21). Кроме того, что при таком подходе отсутствует уровень предсознания.

Сравним модели психики, представленные в работах З. Фрейда и известных социоников (табл. 1):

Таблица 1

Сравнение понятий психоанализа и соционики

Понятие

З. Фрейд

А. Аугустинавичюте

В. В. Гуленко

Т. Н. Прокофьева

Эго

Позволяет приспосабливаться к требованиям жизни и находить подходящие решения для управления желаниями и стремлениями Ид. Является структурой, продуцирующей компромиссы между непосредственными внутренними импульсами и требованиями окружающего

Включает понятие долженствования, планирования и изменения действительности

удовлетворение потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании

Сильные

сознательные

функции

Супер-Эго

Морально-этическая структура, действующая как на бессознательном, так и сознательном уровне психики; представления и знания о нормах и правилах поведения

Знания об окружающей действительности

регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами, законодательством, государственными институтами и т.д.; удовлетворение потребности в карьере, обучении, труде и уважении

Слабые

сознательные

функции

Супер-Ид

Отсутствует

Знает, каким организм является на самом деле, что в нём или с ним происходит, как он может проявиться

удовлетворение интимно-эмоциональной потребности – в любви, дружбе, семье, сопереживании и т. п.

Слабые

подсознательные

функции

Ид

Включает в себя примитивные желания, фантазии, иррациональные стремления и импульсы. Содержание данной структуры довербально.

Содержит представления о возможностях биологического, организменного функционирования

удовлетворение природных потребностей человека — в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов

Сильные

подсознательные

функции

 

Р. Седых в [12] предложил любопытную гипотезу, как блоки модели А могут быть представлены в психоаналитической модели психики (см. рис. 2): «На этом рисунке хорошо отражается связь классического и информационного психоанализа. Напомню, что предсознательное — это та часть психики, которая может быть с легкостью осознана, но в рассматриваемый момент неосознана. Цензура — то в человеке, что запрещает ему бессовестно получать выгоды за счет других. Критическое осознавание своих внутренних запретов дается непросто. Осознанию бессознательных мотивов мешает сопротивление, поэтому оно может осуществиться только при помощи специальных приемов. Наконец, архаическое — то в психике, что принципиально не может быть осознано прямо и может изучаться только как коллективное бессознательное».

Рис. 2. Соотношение структуры психики по Фрейду и по Юнгу.

Закрашенная область соответствует слабой функции, незакрашенная — сильной (12).

 

Как видно, представленная в таком виде модель А максимально близка к топической структуре З. Фрейда.

Подводя итог, можем заметить, что единство терминологии психоанализа и соционики служит как причиной по объединению их усилий в объяснении психологических феноменов, так и источником разногласий. Смысл терминов и значения, в них вкладываемые, в психоанализе и соционике во многом коррелируют между собой, хотя и описывают несколько разные процессы. К наиболее существенным выводам, полученным по результатам проведенного анализа, можно отнести следующие:

  • можно предположить, что витальное кольцо сопоставляется с понятием подсознания и предсознания, в то время как ментальное – с сознательным уровнем психики человека;
  • по Фрейду, содержимое подсознания невербализуемо, что не вписывается в соционическую модель;
  • путаница между топической и структурной моделями психики Фрейда или же их упрощение до совмещения;
  • акценты в модели А во многом сделаны на коммуникации, информационном взаимодействии между индивидуумами, в то время как в модели З. Фрейда – исключительно на индивидуальном функционировании психики человека.

 

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г, Человек как предмет познания. – ЛГУ, 1969.- 356 с.
  2. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. филос.н., Курск, 2010
  3. Яковлев В.А. Методическое пособие для клинических психологов //  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dokmediator.ru/история-возникновения-и-задачи-клини/
  4. Харисова Р.Р., Чебакова Ю.В., Чернов Д.Н., Паршуков А.Ю. К значимости исследований акустических параметров речи в психиатрии // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Текст]: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 13 июня 2009 г.). Ч.  II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2009. – 140 с.
  5. Сивер Дэвид. Майнд машины. Открываем заново технологию АВС / Перевод: Никонов В., Патрушев А. //  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.mindmachine.ru/book/index.htm
  6. Каменева С.К. Развитие идей психоанализа в соционике //  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.sociobyuro.ru/articles/30-statyi/45-razvitie-idey-psihoanaliza-v-socionike.html
  7. Прокофьева Т.Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А // Соционика, ментология и психология личности. – 2002. – №1.
  8. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. – В кн. «Социон». ИГ «Черная белка», 2008.
  9. Каменева С.К., Осипов А.В. Уровни контакта в интертипных отношениях // Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – №5.
  10. Осипов А.В. Соционика в зеркале эволюционной теории пола // Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – №3.
  11. Павлов Д.О. Название имеет значение. О соционических номенклатурах // http://socionics.kiev.ua/articles/methodology/name-matter/;  Гуленко В.В. Как называть социотип // Соционика, ментология и психология личности. – 1995. – № 3.
  12. Седых Р.К., «Информационный психоанализ: Соционика как метапсихология» – М.: Социология, 1994.
  13. Филатова Е.С. О соционической терминологии // Соционика, ментология и психология личности.  – 1999. – № 1 (22). – С. 15-19.
  14. Larry Hjelle, Daniel Ziegler “Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications”, 3th ed., 1992.
  15. Харламенкова Н.Е. курс лекций «Психология личности» // http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
  16. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. / Перевод с английского под редакцией М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  17. Аугустинавичюте А., Социон, Изд. группа «Черная белка», 2008.
  18. Павлов И.П. Рефлекс свободы. – Изд.: Книговек, 2011;   http://www.medicinform.net/human/fisiology8_4.htm
  19. Гуленко В.В. Соционическая модель // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://socionics.kiev.ua/articles/model-and-function/model/
  20. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды.  М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
  21. Прокофьева Т.Н. Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что… или К философскому осмыслению значения колец и блоков модели А // Соционика, ментология и психология личности. – 2006. – № 3 (66).

 

 

 

Опубликовано: Соционика, ментология и психология личности. – 2012. –  №4.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply