Шульга В.Г. Формирование коммуникативной компетентности персонала в экстремальных условиях на основе мета-соционики и нейролингвистической психологии

Шульга Виктор Григорьевич
Шульга Виктор Григорьевич

Экономическая деятельность в Украине бурными темпами движется в направлениях, ведущим к конкурентным формам борьбы в мирной и немирной жизни. В этих условиях возрастает роль управления “соционическими ресурсами” в системе факторов, обеспечивающих эффективность функционирования государства, регионов и предприятий. За короткое время лидерам Украины от микро- до мегауровня придется преодолеть путь, пройденный западной экономикой в течение столетий, в которой соревновательные мирные и немирные формы борьбы всегда выступали движущим стимулом ее развития на путях мира и войны. Сначала конкуренция  в этих государствах сосредоточивалась вокруг технологий, затем сдвинулась в сферу маркетинга, и планирования, совершенствования коммуникаций  и логистики с потребителями (конкурентами и протвниками), В настоящее время она сконцентрировалась на проблеме управления “соционическими  ресурсами” и нанотехнологиями. По мнению ведущих западных специалистов в этой области, к 2020 году следует ожидать усиления конкуренции в борьбе за лучших  соционических работников. Именно этот фактор станет решающим в деле выживания и успеха государства и организации в экстремальных условиях.

Новоявленным отечественным мирным и военным руководителям, бизнесменам и менеджерам придется все проблемы решать одновременно. Для этого необходима определенная организационная культура, т.е. способность работать в гибкой организационной среде, управлять изменениями в ней, пользоваться управленческим инструментарием. Этот пласт комплексных соционических  знаний и способностей неразрывно связан с психологической культурой, благодаря которой руководитель от Президента, Премьер-Министра и до министров и командующих силовыми структурами сможет избегать искусственных барьеров между собой и подчиненными, формировать целевые команды, способные решать поставленные задачи в командах единомышленников (Альфа – Дельта;  Бета-Гамма) и их противников. В связи с формированием рыночных условий хозяйственной деятельности многим придется отказаться от психологических стереотипов. И чем скорее это произойдет, тем быстрее человек приобретет уверенность в своих собственных силах. Уверенность в себе — ключ к жизненному успеху.

Эффективным способом избавления от стереотипов является активный метод комбинированной психологической подготовки — социально-психологический тренинг, групповые дискуссии, деловые игры и т.п.
Полный “букет” конкурентного и мирного социона представлен Беляевым М.И. в книге “Эволюция типов личности и метасоционика”1 (см рис.1).

Шульга

где
Шульга2
Рис. 1.  Комбинированный подход к обучению социона

Из рисунка видно, что каждая квадра состоит из 4-х социотипов, которые расположены друг относительно друга в соответствии с законами сохранения симметрии.  При этом в центре каждой квадры находится четыре системо-образующие компоненты.

Автор статьи с 1993 года осуществляет подготовку кадров в высших учебных заведениях Украины и стран СНГ для экстремальных производств  по  специальной программе.

В ней содержатся важнейшие проблемы улучшения человеческих отношений, методы определения типа личности человека, правильного построения взаимодействия и общения, оптимального формирования производственных и других коллективов.

Рассматривается классификация людей, непосредственно связанная с процессами информационного обмена в обществе на стыке социологии, психологии и информатики, излагаются теоретические и практические методы нейро – лингвистического программирования личности для совершенствования межличностного общения, повышения коммуникаторных способностей и профилактики депрессии и стрессов и умения владения собой в различных производственных и непроизводственных ситуациях.

Даны рекомендации по проведению теоретических  практических занятий по курсу.

Соционика является базовым обучающим  инструментом для подбора   кадров для экстремальных производств самой разной профессиональной направленности. Это позволяет надеяться, что статья  заинтересует руководителей  любого масштаба: высшего, среднего и нижнего звена, менеджеров и предпринимателей, воспитателей… словом, всех, кто имеет дело с людьми и по заданному сценарию вынужден примирять непримиримых “коммандос соционики и нейро-лингвистического программирования”: с и ; и    с  и ; а также цементировать отношения единомышленников:  и ;  и .

Автором представлены в Донецкий юридический институт  Луганского государственного университета внутренних дел Украины Методические  рекомендации по проведению теоретических и практических занятий по курсу:

1.Универсальная Программа обучения социотипов для деятельности в экстремальных ситуациях предусматривает: изучение основных понятий соционики, построение соционических моделей личности, методики определения социотипа, характеристики социотипов, интертипных отношений, бесконфликтного общения дуальных пар, нейро-лингвистического программирования,способов борьбы с депрессией, принципов направленной фантазии, методов гипноза 16 социотипов и их зомбирования, межличностного общения и т.д.

2.Соседи соционики.

Разработки автора статьи  приобретут ещё большое значение с учетом корректировки п. 1 современными рекомендациями, систематизированными в публикации В.Л.Павлова, И.Е.Семенчи, С.Э.Пецольда, В.А.Стоякина, А.П.Тихонова, Л.А.Усенко (г. Днепропетровск) “Базовые термины Мета – Соционики” содержащими информацию по проблемам:

– Информационный обмен группы объектов – совокупность взаимодействий этих объектов друг с другом и с внешней средой.

– Аспект информационного обмена – его смысловая часть, вычленяемая в общем потоке всеми обменивающимися объектами и вызывающая предсказуемо-единообразную по форме для каждого из них реакцию.

– Модель реакций на аспекты – схема функционирования объекта, предназначенная для выявления, исследования и объяснения наиболее значимых и закономерных взаимосвязей между реакциями на различные аспекты информационного обмена.

Автор статьи солидарен с терминологией выше указанных авторов по их глоссарию:

1. Мета – Соционика – методология изучения процессов информационного обмена между объектами, основанная на выделении и изучении аспектов этого обмена и моделей реакций на аспекты.

2.  Ментология (соционика Аушры Аугустинавичюте) – результат применения Метасоционики ко множеству всех людей.

3.  Алгоритм (последовательность шагов) применения Мета – Соционики.

Выводы

Первым шагом применения соционической методологии в обучении социона является чёткое выделение множества тех субъектов, которых мы  обучаем.

Вторым шагом применения соционической методологии является выделение всеобщего для объектов из изучаемого множества способа деления информации на аспекты. Таких способов может оказаться много.

Третьим шагом применения соционической методологии обучения  является поиск и описание зависимостей реакций на одни аспекты от реакций на другие, т.е. модели. Важен сам факт наличия таких зависимостей. Естественно, имеет смысл изучать только те аспекты, для которых построение модели возможно. Второй и третий шаги итеративно повторяются до тех пор, пока не будет выявлен способ разбиения их на аспекты, позволяющий построить эффективную модель и, на ее базе, систему обучения интертипным отношениям, либо пока не будет сделан вывод о неприменимости соционической методологии обучения к данной предметной области в мирной или экстремальной деятельности.

Таким образом, настало время специалистам по соционике создать единые методологические основы комплексной соционической подготовки персонала для экстремальных и кризисных ситуаций.

Литература

1.     Беляев М.И.  Эволюция типов личности. Метасоционика // http://www.milogiya2007.ru/metasozion1.htm
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply